+7 (812) 577-78-43
Спецпроект
Мосты осажденного города: К 80-летию освобождения Ленинграда от вражеской блокады
На главнуюМосты в кольце Блокады
30 августа 1941 года немцами была занята станция Мга, прекратилась железнодорожная связь города Ленина со страной, а 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). Так началась блокада Ленинграда. Уже в конце августа 1941 года «отряд кораблей р. Невы» в составе канонерских лодок «Красное знамя», «Зея», «Ока», «Сестрорецк» и сторожевого корабля «Вирсайтис» прошли разводные мосты города и заняли огневые позиции в районе Ивановских порогов. 30 августа 1941 года корабли этого отряда впервые открыли огонь по немецко-фашистским ордам, подходившим с юга к Ивановским порогам.
Одновременно значительное количество боевых судов Краснознаменного Балтийского флота взошли в Неву и в Морской торговый порт, во главе с линкором «Октябрьская революция», крейсерами «Киров» и «максим Горький».
8 сентября 1941 года гитлеровская авиация произвела первый дневной массированный налет на город.
В те времена управляющим Ленмосттрестом был товарищ Соколов Алексей Иванович, главным инженером треста Тарасенко И.Б., главным механиком Лебедев Г.П. Механиками важнейших невских мостов были старейшие специалисты треста. Так на Володарском мосту – Корольков П.М., на Большеохтинском мосту – Зуев И.С., Борисенко И.Г., на Литейном мосту – Горланов Н.П., на Кирвоском мосту – Баринов В.Д., на Дворцовом мосту – Шпановер Н.М., Щеголев А.В., на мосту Лейтенанта Шмидта – Теплов Я.С., на Екатерингофском мосту – Карпенко Н.Е. Стаж работы каждого из них составлял не менее 10 лет.
Для этих работников настала особо ответственная и «горячая» пора, связанная с разводкой мостов. Все механики были переведены на «жительство» непосредственно на мост. Жили внутри опор мостов. В момент воздушной тревоги персонал мостов обязан был выходить на мост. Все мосты были снабжены дымовыми шашками, которые зажигались и создавали дымовую завесу с целью маскировки мостовых переходов. Регулярная разводка мостов была отменена, мосты разводились по специальному указанию Штаба морской обороны Ленинграда. Для непосредственной связи с персоналом мостов Штабом были выделены морские офицеры. Это вызывалось тем, что фашистские летчики-разведчики стремились «засечь» положение наших судов на реке, в особенности крейсера «Киров». Поэтому после появления фашистских самолетов, наши суда немедленно меняли позиции на реке. Например, крейсер «Киров» с набережной Красного флота у дома №10 переходил через Дворцовый мост к дому № 18 Дворцовой набережной, либо в иное место. Поэтому нередко мосты разводились по несколько раз в сутки. В память участия боевых кораблей Балтийского флота в героической обороне Ленинграда 1941-1943 годов а доме № 10 по набережной Красного флота установлена мемориальная доска.
Несмотря на постоянные огневые налеты и обстрелы врага, все мосты на реке Неве безотказно разводились всю блокаду. Обслуживающий персонал мостов потерь за время блокады не имел. Н мостах лейтенанта Шмидта и Литейном разрывами снарядов не левобережных постоянных пролетах в зоне трамвайной полосы была разрушена плита и повреждены перила. На Дворцовом мосту силой взрыва авиабомбы, сброшенной у левого быка разводного пролета, была сильно повреждена кладка быка. Разрывом снаряда на левобережном постоянном пролете вблизи тротуара с верховой стороны этого моста разрушена проезжая часть, повреждены частично перила. Поврежденные места были перекрыты брусьями в начале блокады силами специализированных бригад Ленмостстроя и движение по мостам было восстановлено. Руководство этими бригадами осуществлял главный инженер Зеленский Ф.Ф.
Володарский мост некоторое время использовался как дублер Финляндского ж/д моста и по нему производилась переброска подвижного состава с левого берега на правый. Еще в 1940 году группой крупных специалистов – мостовиков с участием профессора Передерия Г.П., профессора Гастева В.А., профессора Качурина В.К., инженеров КРыжановского В.И., Душечкина С.А. было произведено специальное испытание моста по проверке его на пропуск железнодорожных составов.
Большие участки металлических ограждений и гранитных парапетов на реках и каналах города были снесены и разрушены воздушными волнами от разрывов артиллерийских снарядов. Все эти места временно заделывались деревянными перилами. В январе 1944 года кольцо блокады было разорвано. С этого момента героические ленинградцы могли приступить к восстановлению своего любимого города Ленинграда. Все работники мостового хозяйства были награждены медалью за оборону Ленинграда, а ряд механиков и руководящий состав треста и орденами Советского Союза.